Повзрослевшие дети России

Автор статьи:   Сергей Пархоменко


 
     
 

Сорока-белобока кашку варила, детей кормила. Этим дала...

Наверняка Вы слышали о правительственной программе «Дети России» по комплексному развитию одарённых детей. В рамках этой программы  были созданы подпрограммы «Здоровое поколение», «Одарённые дети», «Дети и семья». Государство готово оказать всяческую поддержку детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Подпрограмма «Одарённые дети» предусматривает выявление и развитие природных задатков у детей на всех ступенях их воспитания, создание и обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию их потенциала с учетом творческих и интеллектуальных способностей каждого одарённого ребенка.
Всё это, безусловно, радует. Всё это правильно. Именно так и должно быть в демократическом, правовом, цивилизованном обществе. Именно так и должно быть в такой великой стране, как Россия. Но во всём этом есть и обратная сторона медали - грустная, очень печальная тема. Находясь на данной ступени развития нашей демократии, радуясь нашим достижениям, вдохновляясь грандиозными планами на будущее, может, стоит оглянуться назад, на не столь отдаленное прошлое длиной в 2-3 поколения?..

 
     
 


 

 

... А эти родились до раздачи

Дети. Это ведь не вечно, это не навсегда. Детство. Так скоротечно… Все мы были детьми… Когда-то были. Дети войны, дети послевоенных лет, дети оттепели, дети застоя, дети перестройки, поколение некст… Кто выявлял и развивал природные задатки у этих детей? Кто обеспечивал условия для максимального раскрытия их потенциала? Кто учитывал творческие и интеллектуальные способностей каждого одарённого ребенка?... Вопрос риторический.
Все эти поколения одарённых детей - семена, брошенные на асфальт. Лишь немногие смогли зацепиться, пробиться корешками к живительным сокам земли, прорасти творческими ростками, расцвести и одарить мир зрелыми плодами своего таланта. Остальные же вундеркинды, как и все, вкалывали на заводах и в поле, строили социализм, а потом и коммунизм, восстанавливали народное хозяйство, строили дома, воспитывали детей и участвовали в социалистическом соревновании. Как и все...

 
 

Хотя нет, чего душой кривить, при социализме поощрялась художественная самодеятельность граждан. Но она была нефильтрованная - одарённость там была на последнем месте. А на первом месте - массовость и энтузиазм.

 
     
 

 
     
 

Сеятели и старатели

Что же стало с одарёнными детьми прошлых поколений, а ныне зрелыми мужчинами и женщинами, дядями и тётями, бабушками и дедушками? Да ничего особенно и не стало.  В большинстве своём они живы, в меньшинстве здоровы. Кто-то уже на пенсии, а кто-то ещё во всю трудится. Что же стало с их одарённостью? По-разному. У кого-то потенциал до сих пор имеется. А у кого-то, не получив развития, стёрся и растерялся по жизни. А кого-то уже и закопали вместе с его нераскрытым даром. Но далее речь пойдёт о тех, кто ещё жив...
С виду они похожи на обычных людей, всё как у всех, но если копнуть глубже... Можно многое накопать, «что и не снилось нашим мудрецам»... А некоторых и копать не нужно - всё лежит на поверхности. Много знаю таких. По себе знаю...
Наши просвещённые предки сеяли разумное, доброе, вечное. Вот и насеяли. Генетический код вещь нешутейная. Генетическая предрасположенность к творчеству, к наукам и искусству - особый дар. Талант не пропьёшь и, как шило, в мешке не утаишь. Если он есть, то он есть. Его нужно развивать и, если потребуется, спасать. Спасать то, что ещё можно спасти. Одних выкапывать, других выкапывать (врачи-наркологи и алкаши оценят этот каламбур).
Пришло время бить в набат и собирать камни. Как старатель из огромной кучи песка вымывает золотые песчинки, нужно вытаскивать из грязи и отмывать золотые самородки народных талантов. И показывать всему миру эту красоту. Красоту, которая является достоянием нашей великой культуры. Фонд «Спасение культурного наследия» создан именно для решения этих задач.

 
     
 

 
 
 

Терем-теремок, он не низок, не высок…

В наше время Дома и Дворцы Культуры давно себя изжили. Точнее, превратились в коммерческие заведения, где человек может заняться каким-то творчеством, но за это нужно платить. Плюс упор там в основном на детей, за творчество которых платят их родители. Ребенку из малообеспеченной семьи там делать нечего. А взрослому и подавно делать нечего. За редким исключением, для взрослых там ничего нет. А если и есть, то за деньги.

 

Есть у меня одна мечта - построить и организовать Дом Творчества нового формата. В котором могли бы свободно выставляться художники из народа, и чтобы места хватило всем желающим. Чтобы были организованы духовые оркестры и ансамбли народной музыки и танца, вокальные группы и хоры. Чтобы репетировали вокально-инструментальные ансамбли и рок-группы. Чтобы опытные профессионалы помогали народным музыкантам и певцам осваивать технику владения инструментами и голосом. Чтобы было профессиональное оборудование для записи видео и звука, концертные инструменты. Чтобы это было доступно и бесплатно для каждого человека. Чтобы все выросшие поколения одарённых детей, будучи уже взрослыми людьми, смогли реализовать свой дар хотя бы частично.

 

Стоимость данного проекта, по современным  меркам, относительно невелика и вполне доступна для серьезной организации. Примерно 20-50 млн. руб. на само здание Дома Творчества, 200-500 тыс. руб. на аппаратуру и инструменты, и 100-300 тыс. руб. ежемесячно на работу специалистов. Всё это вполне реально. Главное - найти заинтересованных инвесторов. Положительная практика строительства, организации и работы такого Дома Творчества могли бы дать начало новой страницы в истории нашей культуры - появлению множества подобных культурных центров по всей России. 

 
     
 

 

Другие статьи на нашем сайте:

 

 

 

На главную страницу сайта >>

Зачем художнику деньги?

Космос в картинах Егора Ольховского

Егор Ольховский о своём творчестве и о себе

А был ли Пушкин?..

Зачем деньги музыканту?

 

 

2013-2017 © Благотворительный фонд «Спасение культурного наследия»